Когда в машине выходит из строя турбокомпрессор, не стоит сразу обвинять в этом сам турбокомпрессор. Практикой показано, что в большинстве случаев поломки турбокомпрессора всему виной является неисправный двигатель автомобиля.

Специалисты утверждают, что современный турбокомпрессор – надежное изделие. На самом же деле зачастую в течение срока службы двигателя турбину всё-таки приходится менять, а  иногда и не один раз, что сводит на нет преимущества эксплуатации турбированного мотора.

Турбина – самый высоконагруженный агрегат в моторе автомобиля. Она работает в условиях очень больших перепадов температур. Температурное воздействие усугубляется высокими динамическими нагрузками, которые возникают вследствие огромной частоты вращения ротора. Поэтому даже малейшие отклонения от характеристик двигателя,  на первый взгляд покажутся незначительными, но могут оказать губительное воздействие на работу ТКР, что в свою очередь приведёт к его отказу. Турбину можно рассматривать как некий индикатор состояния двигателя. Дело в том, что турбокомпрессору суждено работать «на перекрестке» многих систем двигателя: как то системы впуска и выпуска отработавших газов, системы охлаждения и смазки. Поломка любой из вышеперечисленных систем двигателя  обернётся нарушением нормального режима работы турбокомпрессора.

Если  на автомобиле правильно проведена диагностика и из заключения диагностики следует, что вышла из строя турбина, вероятно, что причина поломки кроется в ней самой, т.е. в турбине. Но если,  турбокомпрессор на одном и том же двигателе меняется  не однократно, то дело точно не в нём. Соответственно следует логичный вывод. Перед установкой нового турбокомпрессора  обязательно необходимо найти и устранить причину его отказа. Если этим пренебречь  то, скорее всего и новая турбина в скором времени  выйдет из строя. Чтобы избежать замены турбокомпрессора или отсрочить ее, нужно иметь  представление о причинах отказа турбины и принимать  меры по их устранению.

Среди множества причин поломок турбокомпрессора есть несколько основных.

  • Первая это нарушения в работе системы смазки ротора турбины. Для этой теплонагруженной детали (ротора турбокомпрессора) смазка играет очень важную роль. На работоспособность турбины оказывает влияние,  как качество масла, так и его количество.
  • Вторая  причина поломки турбокомпрессора – это присутствие в масле частиц грязи. Не редко это  твердые частицы разного размера, обладающие абразивными свойствами. Попадая в зазоры трущихся поверхностей, они вызывают механический износ. Мелкие частицы грязи, которые человеческий глаз не способен увидеть, оказывают пагубное действие на внутренности турбины,  сопоставимые с полировкой поверхностей вала и подшипников. Крупные частицы оказывают абразивное воздействие на детали ТКР, усиленно шлифуют поверхности с образованием глубоких царапин. И мелкие и крупные частицы грязи подвергают пары трения  механической обработки, в  результате происходит унос материала и увеличение зазоров.  В итоге снижается прочность масляной пленки, что приводит к её разрушению. Появление в масле загрязнений, как правило,  происходит из-за несвоевременной замены масла и масляного фильтра, но не редко это происходит и из-за не качественного моторного масла. Моторное  масло и турбина автомобиля могут пострадать от наличия в них химических загрязнений. Самый распространённый вариант, попадание в масло топлива. Воздействие химического загрязнения приводит к тому, что оно (загрязнение) снижает прочность масляной пленки, а при высоких нагрузках масляная плёнка разрушается и наступает сухое трение. Признаком такой поломки  турбины является износ трущихся поверхностей со следами перегрева.
  • Третьей  причиной поломки турбокомпрессора может стать масляное голодание турбины, другими словами, если в систему смазки ТКР моторного масла поступает меньше, чем положено, это приводит к серьезным нарушениям работоспособности турбокомпрессора. Недостаток масла в турбине может быть вызван неисправностью системы смазки мотора (износ масляного насоса, забитый масляный фильтр, большое скопление грязи в поддоне двигателя и т.п.). Дефицит или даже полное отсутствие смазки турбины происходит из-за уменьшения сечения трубки, по которой масло подается к турбокомпрессору. Трубка может быть засорена или повреждена механически. Такого рода неисправности могут носить чисто эксплуатационный характер или быть результатом неграмотного ремонта. Производители турбокомпрессоров категорически запрещают использовать герметик при замене турбины. Выдавливаясь при уплотнении, герметик полностью или частично перекрывает отверстия для прохода масла и антифриза.

Части турбокомпрессора часто подвергаются абразивному воздействию песка и пыли, которые попадают в систему впуска через поврежденный воздушный фильтр. Результат напоминает качественную пескоструйную обработку, аккуратно удаляющую впускную часть крыльчатки турбины.

  • Ещё одной из основных причин поломки турбокомпрессора является, превышение допустимых режимов его работы. Речь идет о превышении предельной частоты вращения ротора турбины, что сопровождается ростом передаваемой турбокомпрессором мощности двигателю.  Источником перекручивания турбины, является резкое повышение температуры отработавших газов, которое обычно происходит  вследствие неисправности системы топливоподачи (не качественное топливо, забитый топливный фильтр, забитый воздушный фильтр и т.п.). Типичные повреждения: перегретые опорные шейки вала ротора турбокомпрессора и множественные наслоения нагара масла. Ротор ТКР вращается в подшипниках скольжения. Радиальные нагрузки воспринимаются опорными подшипниками. Опорные подшипники  устанавливаются по «плавающей» схеме, то есть с зазором относительно центрального корпуса турбокомпрессора и вала ротора. Поэтому если пальцами покачать ротор сухого турбокомпрессора в радиальном направлении, можно почувствовать заметный люфт. У людей, имеющих смутное представление об устройстве турбокомпрессора, люфт ротора вызывает недоумение и сомнения в исправности изделия. Наличие допустимого зазора (люфта) - залог работоспособности турбокомпрессора. При работе турбокомпрессора к опорным подшипникам под давлением поступает моторное масло от системы смазки двигателя, за счет гидродинамических явлений в зазорах образуется прочная масляная пленка.

Важно!!! Перед установкой нового турбокомпрессора следует устранить неисправности, которые вызвали необходимость замены старого турбокомпрессора.