«Турбина сломалась, сальник гонит масло…». Выражение абсолютно безграмотное. Действительно, вал ротора турбокомпрессора уплотняется, но какие могут быть сальники при таких частотах вращения, когда температура вала со стороны колеса турбины несколько сотен градусов. Для начала нужно понять, какие функции лежат на уплотнениях в конструкции турбокомпрессора. Первая, исключение утечки  масла из  корпуса подшипников в корпус турбины. Вторая, препятствие прорыву газов в корпус подшипников извне. Давление внутри центрального корпуса практически всегда нормальное, а давление в корпусе турбины всегда избыточное. Под компрессорным колесом, напротив, наблюдается небольшое разрежение. При таком распределении давления в конструкции, уплотнение с турбинной стороны в большей степени работает на изоляцию корпуса подшипников от горячих выхлопных газов, чтобы предотвратить наддув сообщающегося с ним картера двигателя. Функции второго уплотнения несколько иные, оно препятствует истечению газов и масла из центрального корпуса турбокомпрессора во впускную систему через компрессор. Герметичность вала осуществляется с помощью бесконтактных динамических уплотнений лабиринтного типа. Уплотнение представляет собой канавку на валу ротора, в которую установлено разрезное кольцо прямоугольного сечения. В рабочем положении кольцо за счет упругости неподвижно фиксируется в проточке, выполненной в центральном корпусе. При этом между кольцом и поверхностями канавки остаются небольшие зазоры. Такое уплотнение обеспечивает минимальные потери на трение, но оно не герметично на сто процентов. Более того, когда вал с канавкой неподвижен, уплотнение и вовсе не герметично. Когда же канавка вращается относительно кольца, между ними за счет газодинамических сил создаются локальные зоны повышенного давления, чем и достигается удовлетворительное уплотнение для газов и вязких жидкостей. Работоспособность уплотнения нарушается при механическом износе его элементов. Такие дефекты чаще всего возникают в результате увеличения подвижности ротора при износе подшипников.

Причин, которые могут нарушить нормальный баланс давления в турбокомпрессоре очень много, вот несколько из них:

 

  • неисправности системы вентиляции картера или уменьшение сечения трубки слива масла приведут к росту давления в корпусе подшипников;
  • забитый воздушный фильтр приведёт к увеличению разряжения на стороне компрессора;
  • уменьшение проходимости в выпускной системе повысит давление в турбине;
  • забитый топливный фильтр приведёт к обеднению воздушно-топливной смеси, что вызовет отложение нагара на роторе, соответственно зазор уменьшится и ось лопнет;
  • и это лишь малая часть возможных причин.